Рулевое управление

Рулевой механизм в сборе с приводом

  Рулевое управление ВАЗ 2110
1 – наконечник рулевой тяги;
2 – шаровой шарнир наконечника;
3 – поворотный рычаг;
4 – регулировочная тяга;
5 и 7 – внутренние наконечники рулевых тяг;
6 – болты крепления рулевых тяг к рейке;
8 – скоба крепления рулевого механизма;
9 – опора рулевого механизма;
10 – защитный чехол;
11 – стопорная пластина;
12 – соединительная пластина;
13 – резинометаллический шарнир;
14 – демпфирующие кольца;
15 – опорная втулка рейки;
16 – рейка;
17 – картер рулевого механизма;
18 – стяжной болт;
19 – фланец эластичной муфты;
20 – роликовый подшипник;
21 – приводная шестерня;
22 – шариковый подшипник;
23 – стопорное кольцо;
24 – защитная шайба;
25 – уплотнительное кольцо;
26 – гайка подшипника;
27 – промежуточный вал рулевого управления;
28 – пыльник;
29 – защитный колпачок;
30 – уплотнительное кольцо упора;
31 – упор рейки;
32 – пружина;
33 – гайка упора;
34 – стопорное кольцо гайки упора;
35 – заглушка;
36 – пружина вкладыша;
37 – вкладыш шарового пальца;
38 – шаровой палец;
39 – защитный колпачок;
А, В – метки на пыльнике и картере;
C, D – поверхности на шаровом шарнире и поворотном рычаге

Рулевая колонка

  Рулевое управление ВАЗ 2110
1 – промежуточный вал рулевого управления;
2 – соединительная муфта;
3 – кронштейн крепления вала рулевого управления;
4 – карданный шарнир;
5 – распорная втулка;
6 – втулка опорной пластины;
7 – крестовина карданного шарнира;
8 – игольчатый подшипник крестовины;
9 – опорная пластина;
10 – труба кронштейна вала рулевого управления;
11 – фиксирующая пластина;
12 – приварной кронштейн кузова;
13
– подшипник вала рулевого управления;
14 – верхняя часть облицовочного кожуха;
15
– верхний вал рулевого управления;
16 – держатель контактных пластин;
17 – гайка крепления рулевого колеса;
18 – рулевое колесо;
19 – нижняя часть облицовочного кожуха;
20 – рычаг регулировки положения рулевой колонки;
21 – стопорное кольцо;
22 – оттяжная пружина;
23 – регулировочная втулка рычага;
24 – стяжной болт;
25 – распорная втулка

Детали рулевого управления

  Рулевое управление ВАЗ 2110
1 – внутренние наконечники рулевых тяг;
2 – скоба крепления рулевого механизма;
3 – опора рулевого механизма;
4 – распорное кольцо;
5 – рулевой механизм;
6 – уплотнительная прокладка;
7 – упорная пластина уплотнителя;
8 – уплотнитель;
9 – нижний фланец эластичной муфты;
10 – промежуточный вал рулевого управления;
11 – стяжной болт;
12 – распорная втулка;
13 – облицовочный кожух (верхняя часть);
14 – верхний вал рулевого управления;
15 – рулевое колесо;
16 – крышка выключателя сигнала;

17
– регулировочная втулка;
18 – рычаг регулировки положения рулевой колонки;
19 – стопорное кольцо;
20 – облицовочный кожух (нижняя часть);
21 – кронштейн крепления вала рулевого управления;
22 – подшипник вала рулевого управления;
23 – регулировочная тяга;
24 – наружный наконечник рулевой тяги;
25 – пружинное кольцо;
26 – защитный чехол;
27 – уплотнительное кольцо

Рулевое управление травмобезопасное, с регулируемой по высоте (углу наклона) рулевой
колонкой, с реечным рулевым механизмом.

Рулевой механизм в сборе с рулевыми тягами крепится в моторном отсеке к щитку
передка кузова на двух его кронштейнах при помощи скоб 8 (рис. Рулевой
механизм в сборе с приводом
). Крепление осуществляется через резиновые подушки
(опоры) 9 гайками на приварных болтах.

В картере 17 рулевого механизма на роликовом 20 и шариковом 22
подшипниках установлена приводная шестерня 21, которая находится в зацеплении
с рейкой 16. Внутренняя обойма шарикового подшипника фиксируется на валу
шестерни стопорным кольцом 23, а наружная обойма поджимается гайкой 26
к торцу гнезда подшипника в картере рулевого механизма. В выточке гайки располагается
уплотнительное кольцо 25. Между гайкой и стопорным кольцом 23
установлена защитная шайба 24.

Гайка стопорится в картере шайбой и закрывается пыльником 28, насаженным
на вал приводной шестерни. На пыльнике и на картере рулевого механизма выполнены
метки А и В для обеспечения установки рейки рулевого механизма
в среднее положение.

Рейка 16 поджимается к зубьям приводной шестерни пружиной 32
через металлокерамический упор 31, который уплотняется в картере резиновым
кольцом 30. Пружина поджимается гайкой 33 со стопорным кольцом
34, создающим сопротивление отворачиванию гайки.

На картер рулевого механизма с левой стороны надевается защитный колпак 29,
с правой – напрессовывается труба, имеющая продольный паз. Через паз трубы и
отверстия в защитном чехле 10 проходят распорные втулки резинометаллических
шарниров 13 внутрен них наконечников 5 и 7 рулевых тяг.
Тяги рулевого привода крепятся к рейке болтами 6, которые проходят через
соединительную пластину 12 и распорные втулки резинометаллических шарниров
13. Фиксируются болты стопорной пластиной 11.

Вал рулевого управления состоит из верхнего 15 (рис. Рулевая
колонка
) и промежуточного 1 валов, соединенных между собой карданным
шарниром 4. Промежуточный вал соединяется с приводной шестерней фланцем
9 (рис. Детали рулевого управления) через
эластичную муфту. Верхний вал расположен в трубе 10 кронштейна 3
(см. рис. Рулевая колонка) на двух шариковых подшипниках
13, имеющих эластичные втулки на внутреннем посадочном диаметре.

Кронштейн 3 крепления вала рулевого управления крепится в четырех точках
к приварному кронштейну 12 кузова, причем передняя часть кронштейна крепится
через две фиксирующие пластины 11 болтами с отрывными головками.

Задняя часть кронштейна 3 вала рулевого управления крепится на приварных
болтах гайками с пружинными шайбами или без них самоконтрящимися гайками.

Кронштейн 3 крепления вала рулевого управления и его труба 10
соединяются между собой шарнирно двумя пластинами 9 при помощи четырех
болтов с пластмассовыми 6 и металлическими 5 втулками. При таком
соединении труба вместе с верхним валом рулевого управления имеет как угловое,
так и осевое перемещение относительно кронштейна 3. Угловое перемещение
проводится на величину прорези Р в направляющей пластине угловой регулировки,
которая приваривается к трубе, а осевое – на величину прорези С в направляющей
осевой регулировки кронштейна 3. Таким образом, можно менять угол наклона
рулевой колонки и перемещать ее вдоль оси в пределах длины пазов С и
Р.

Для фиксации трубы 10 относительно кронштейна 3 имеется рычаг
20 регулировки положения рулевой колонки. В его ступице нарезаны шлицы,
при помощи которых он соединяется с регулировочной втулкой 23 и фиксируется
на ее шлицах стопорным кольцом 21. Втулка 23 навертывается на
стяжной болт 24, который проходит через прорези направляющих пластин
трубы 10 и кронштейна 3. На болту установлена распорная втулка
25. Под головкой болта 24 выполнен прямоугольный выступ или устанавливается
приварная деталь с выступами, вследствие чего болт фиксируется от проворачивания.
При повороте рычага 20 вниз снижается усилие крепления направляющих пластин,
что позволяет вручную изменить угол наклона рулевой колонки. После установки
рулевой колонки в требуемое положение в осевом направлении стяжной болт на валу
шестерни затягивается, а регулировочный рычаг 20 поднимается вверх и
колонка фиксируется в установленном положении.

Пружины 22 кронштейна 3 крепления вала рулевого управления подтягивают
трубу кронштейна в верхнее положение, не позволяя свободного перемещения трубы
кронштейна вниз при нижнем положении рычага 20.

Рулевой привод состоит из двух составных рулевых тяг и поворотных рычагов 3
(см. рис. Рулевой механизм в сборе с приводом) телескопических
стоек передней подвески. Длина каждой рулевой тяги регулируется тягой 4,
которая ввертывается в наконечники тяги 5 и 1. Между торцами наконечников
тяги и шестигранника рулевой тяги 4 должно быть расстояние: с внутренней
стороны в пределах 10,8–14,2 мм, с наружной стороны – 10,6–16,3 мм. Это необходимо
для надежного соединения тяги с наконечниками по длине резьбовых участков. В
месте соединения наконечников рулевых тяг с резьбовыми участками регулировочной
тяги наконечники стягиваются болтами.

В головке наружного наконечника тяги расположены детали шарового шарнира: вкладыш
37, палец 38 и пружина 36 вкладыша. Поворотный рычаг 3
приваривается к телескопической стойке передней подвески.